Положение об элективных курсах (курсах по выбору)

   Положение об элективных курсах (курсах по выбору) разработано на основании:

Типового положения об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005г. №49);

 Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 Письма Минобразования России от 13.11.2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10

Письмо МО и Н УР  03-28/217 г от 14.04.2010г. Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.

 

  1. Общие положения

       В 8-11 классах общеобразовательных учреждений могут вводиться элективные курсы (обязательные учебные курсы по выбору обучающихся), которые направлены на создание условий для:

    самоопределения каждого обучающегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности;

    удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей каждого школьника;

    развития содержания одного или нескольких учебных предметов.

 

   2. Ресурсное обеспечение элективных курсов

    2.1. Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов, выбираются образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от решаемых целей и задач.

    2.2. Программно – методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

программу курса,

 информационно-содержательную основу реализуемого курса (справочную, научно-познавательную литературу и др.).

   2.3. Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:

  наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса,

  оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии программой курса.

 

    3.Организация учебно-воспитательного процесса при реализации программ элективных курсов

    3.1.  Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся.

    3.2.  Наполняемость групп для изучения элективных курсов устанавливается в соответствии с действующими нормативами. При наличии необходимых условий и средств возможно деление групп на подгруппы, а также комплектование групп с меньшей наполняемостью, которая определяется Уставом общеобразовательного учреждения.

    3.3.  Ведение элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием, которое отвечает действующим  санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам СанПиН 2.4.2.2821-10. Рекомендуется элективные курсы ставить последним уроком.

    3.4.  Систему оценивания, формы и порядок аттестации обучающихся по элективным курсам общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно и утверждает локальным актом.

Рекомендуется для оценивания достижений обучающихся при изучении элективных курсов использовать  следующую систему:

 • зачтено - не зачтено;

 • отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок).

Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса осуществляется в системе «зачтено - не зачтено». Если объем элективного курса превышает 34 часа, то система оценивания выбирается на основании решения педаго­гического совета.

     3.5.  Ведение элективного курса фиксируется в журнале элективных курсов. Журнал элективных курсов - финансовый документ, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать Инструкцию по заполнению классных журналов.

   3.6. Kypc может считаться зачтённым, если:

 • обучающийся посетил не менее 50 % занятий по этому курсу;

 • выполнил какую-либо зачётную работу: проектную, исследовательскую, подготовил реферат, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор.

     3.7. По окончании курса по выбору в 9-ом классе обучающимся выдаётся «Свидетельство об окончании элективного курса (курса по выбору)», в котором указываются:

наименование общеобразовательного учреждения, где изучался курс;

название курса;

количество часов, отведённых на реализацию программы курса;

наличие проекта, реферата или исследовательской работы по данному курсу и форма их защиты.

     Документ подписывается преподавателем курса, директором образовательного учреждения, в котором изучался элективный курс и заверяется печатью.

3.8.  Результаты изучения программы элективного курса в 9 классе заносятся в портфолио обучающегося в соответствии с Положением об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

 

   4. Реализация содержания элективных курсов обеспечивается программами, прошедшими экспертизу в установленном порядке.

            Порядок прохождения экспертизы программ элективных курсов (курсов по выбору) и правила оформления программ

 1. Порядок прохождения экспертизы программ элективных курсов

      1.1. В общеобразовательных учреждениях проводятся социологические исследования, подтверждающие востребованность учащимися тех или иных элективных курсов.

      1.2. Программы элективных курсов рассматриваются на заседаниях школьных методических объединений.

       1.3. На основе представлений школьных методических объединений программы элективных курсов согласовываются на педагогических советах общеобразовательных учреждений и утверждаются приказом директора школы.   

    2. Правила оформления программ

        2.1.    Программа элективного курса (курса по выбору) должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методические рекомендации, литературу.

       2.2.       Титульный лист включает:

  наименование образовательного учреждения;

  сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

  название курса;

  класс, на который рассчитана программа;

  Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;

  название населенного пункта;

  год разработки программы.

 

      2.3.       Пояснительная записка содержит следующие компоненты:

аннотацию, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

указание на место и роль курса в профильном обучении;                                                                                                                                                                                                                   

сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

основные принципы отбора и структурирования материала;

методы, формы обучения, режим занятий;

предполагаемые результаты;

инструментарий для оценивания результатов.

      2.4.           Учебно-тематический план включает:

перечень разделов, тем;

количество часов на изучение каждой темы;

вид занятий. Содержание программы включает перечень тем и их реферативное описание. Методические рекомендации включают:

описание приемов и средств организации обучения, форм проведения занятий;

дидактические материалы.

      2.5.      Список литературы включает перечень методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса, как для учителя, так и для учащихся.

      2.6.      Критерии оценки программы элективного курса:

 Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

 Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

 Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

 Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

 Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.